-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
6 марта
Памятка наставнику
ПАМЯТКА НАСТАВНИКУ
Перед Вами стоит
интересная и творческая задача – помочь начинающему педагогу, в отношении
которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования,
образовательной организацией, включиться в образовательный процесс, создать для
него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации,
представленные ниже.
Наставником
является опытный педагог, назначаемый ответственным за профессиональную
адаптацию молодого специалиста. Задача наставника заключается в том, чтобы
помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить
организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также
передать ему опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности,
способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности
педагога.
Рекомендации по
первичной адаптации наставляемого
1. Расскажите
наставляемому, какая форма обращения принята в Вашей организации и системе
образования в целом.
2. Расскажите
наставляемому об организационной структуре образовательной организации и
вышестоящих органах управления образования.
3. Ознакомьте
наставляемого с разделами официального сайта Минпроса России и регионального
министерства просвещения (образования и науки), органа управления образования,
Ресурсного центра, образовательной организации, научите работать с ними.
4. Проявите интерес к личности обучаемого,
поинтересуйтесь его предыдущим местом работы (учебы), семьей, профессиональными
достижениями, увлечениями.
5. Обратите внимание на проблемы, с которыми
чаще всего сталкиваются молодые педагоги, а также учителя, которые имели
длительный перерыв в работе, или перешедшие из другой области деятельности:
- правила внутреннего распорядка;
- требования к ведению школьной документации;
- ТСО и ИКТ (инструктирование по правилам
пользования, технике безопасности, возможности использования в практической
деятельности);
- механизм использования (заказа или
приобретения) дидактического, наглядного и других материалов;
- подготовка, проведение и анализ урока;
- выбора оптимальных форм, методов и приемов
обучения;
- неумение точно рассчитать время на уроке;
- логично выстроить последовательность этапов
урока;
- затруднения при объяснении материала;
- формы и методы организации внеурочной деятельности,
досуга учащихся;
- требуется довольно много времени на
установление контакта с детьми;
- не удается правильно задать психологическую
дистанцию в общении с детьми: отношения выстраиваются либо формальные, либо
неоправданно близкие;
- трудности с поддержанием рабочей дисциплины во
время занятий и мероприятий;
- не могут быстро перестроиться во время
занятий, как того требует ситуация;
- не знают, как себя вести в ситуациях, когда
дети замечают допущенную учителем ошибку;
- неумение реагировать в ситуациях, когда дети
ведут себя грубо и неуважительно по отношению к молодому учителю;
- корпоративная культура;
- отсутствие взаимопонимания с коллегами;
- трудности построения взаимоотношений с
родителями;
- затруднения в выборе нужного стиля общения с
родителями разного пола, возраста, социального положения;
- недоверие со стороны родителей;
- проблемы с сохранение эмоционального
равновесия в общении с настойчивыми, агрессивно или неуважительно настроенными
родителями детей;
- неумение находить нужные слова для того, чтобы
сформулировать родителям проблемы их детей;
- сложно выступать перед родительской
аудиторией, когда на тебя смотрит столько пристрастных глаз.
Рекомендации наставнику по
работе с наставляемым
1. Вместе с начинающим учителем глубоко
проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помогите составить календарно-тематический
план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического
повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Окажите помощь в подготовке к урокам,
особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы
разрабатывать вместе. В своем классе постарайтесь изучать материал с
опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность
освоить методику раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовьте и подбирайте дидактический
материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещайте уроки молодого учителя с
последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их
обсуждайте.
6. Помогите в подборе методической литературы
для самообразования и в его организации.
7. Делитесь опытом без назидания, а путем
доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогайте наставляемому своевременно,
терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в его
работе.
9. Учите не копировать, не надеяться на готовые
разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
10. При поручении заданий наставляемому
поинтересуйтесь, как продвигается их выполнение, и окажите помощь в случае
возникновения затруднений.
11. Будьте доброжелательны к Вашему коллеге и
внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него
вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему. Помните, что именно Вам
поручена ответственная и непростая задача по его адаптации в организации и
именно от Вас зависит, насколько удачно сотрудник вольется в коллектив.
Рекомендации для наставника по общению
с наставляемым
1. Старайтесь
использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно-
ориентированные утверждения, то есть обращайте
большее внимание на действия наставляемого и старайтесь давать характеристику
событиям и этим действиям, а не его личности. Используйте описательные, а не
оценочные высказывания. Объективно описывайте произошедшую ситуацию, а также
свою реакцию на педагогические действия и их последствия. Предлагайте
приемлемые альтернативы.
2. При общении с наставляемым старайтесь
подчеркивать уважение к нему, проявлять гибкость, непредвзятость и открытость
новым идеям. Стремитесь не к доминированию, а к равноправному двустороннему
обмену информацией. Определите области взаимного согласия или позитивные
характеристики нового коллеги прежде, чем говорить о возможных разногласиях или
негативных характеристиках. Сформулируйте у него позитивное отношение к работе
в организации и коллективу, поддержите его энтузиазм и уверенность в себе,
найдите повод, чтобы его похвалить.
3. В процессе наставничества делайте особый
акцент на сферах, подконтрольных наставляемому, а не на тех факторах, которые
не могут быть изменены или находятся вне сферы его компетенции.
4. Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение,
то есть носить личный характер, добивайтесь того же и от наставляемого.
Старайтесь не заменять слово «я» безликим понятием «руководство».
5. Демонстрируйте поддерживающее выслушивание
нового коллеги. Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки
невербального общения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к
какому типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к
консультированию.
Поделиться в социальных сетях: